Оценка качества образования

РCOKO          Международные исследования          Интернет-педсовет   
Вопрос-ответ по ОКО     Доклады МОУО по ОКО

 

 

1. Какие мероприятия проводятся в Республике Адыгея по построению РСОКО?

С целью создания системы объективного независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний обучающимися, Министерство образования и науки Республики Адыгея с 2005 года принимает участие в проекте Минобрнауки России по построению Общероссийской системы оценки качества образования (далее - ОСОКО).

На коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея, состоявшейся 2 февраля 2008 года, была рассмотрена концепция региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в Республике Адыгея .

Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с Государственной аттестационной службой системы образования Республики Адыгея были разработаны все нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы по организации построения РСОКО в республике (приказами Министерства образования и науки Республики Адыгея были утверждены: 28.02.2008 года - Положение о региональной системе оценки качества образования в Республике Адыгея, 28.03.2008 года - перечень образовательных учреждений, участвующих в республиканских мероприятиях по построению региональной системы оценки качества образования в Республике Адыгея в 2007-2008 учебном году и т.п.)

В рамках данного проекта наряду с участием в ЕГЭ, в государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме, учащиеся республики приняли участие в проведении мониторинговых мероприятий (4-е, 9-е и 11-е классы).

В проведении мониторинговых мероприятий по оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также метапредметных (надпредметных) компетенций приняли участие 36 общеобразовательных учреждений республики (4-е классы – 1113 чел., 9-е классы – 1104 чел., 11-е классы – чел.).

Мониторинг полученных результатов, включая результаты ЕГЭ, новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов дает полную картину состояния преподавания общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях, а также информацию о знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в процессе обучения.

По итогам работы по построению РСОКО в Республике Адыгея в 2008 г. будут подготовлены сборники для каждого образовательного учреждения республики «Построение региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в Республике Адыгея».

2. Каковы требования к педагогическим и руководящим работникам при аттестации на высшую квалификационную категорию?

Государственной аттестационной службой системы образования Республики Адыгея разработан новый Порядок экспертизы педагогической и управленческой деятельности при проведении аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Республики Адыгея (приказ МО и Н РА от 20.12.2007 г. № 793 и дополнения к нему в приказах от 22.01.2008 г. № 40, от 06.02.2008 г. № 71, от 18.02.2008 г. № 103). Приказы выставлены в разделе «Аттестация педагогических и руководящих работников»

  3. Зачем необходимо развивать систему оценки качества образования, если существуют квалификационные категории?

Оценка качества образования гораздо шире, чем присвоение квалификационной категории учителю. Качество образования - условия, процесс и результат; уровень квалификации - один из показателей кадрового обеспечения.

4. В России до определенного времени существовали ГОС для определения оценки. Сейчас делаются попытки создания РСОКО. Зачем изобретать «велосипед»?

Действующее законодательство об образовании, закрепляя предмет и содержание оценки в форме аттестации выпускников образовательных учреждений, устанавливает в качестве ее основания требования государственных образовательных стандартов.

В то же время дальнейшая дифференциация систем оценки, в т.ч. по видам образовательных учреждений, по направлениям образова­тельных программ, в зависимости от целей, обуславливает и необходимость закрепления иных, отличных от государственных, требований к выпускникам и образовательным учреждениям. В случае введения государственной, общественно-профессиональной, частной систем оценки образовательных программ меняется, соответственно, и набор требований, которые могут, в частности, отражать и инвестиционные показатели в образовании.

Это же относится и к показателям, характеризующим образовательный процесс и образовательные достижения. Для нормативного закрепле­ния таких основ оценки следует отойти от принципа, при котором государственные образовательные стандарты (ГОС) являются единственным основанием для оценки качества образования. Более того, следует отметить, что ГОС являются критериальной основой установления уровня, а не качества образования.

5. Чем отличается оценка общеобразовательных достижений учащихся от оценки предметной компетенции?

Под оценкой общеобразовательных достижений понимается оценка предметных заданий, умений, навыков по учебным предметам. Примерами технологии оценки учебных достижений являются: единый государственный экзамен для учащихся 11 (12)-х классов, новые формы государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов, итоговый контроль выпускников 4-х классов.

Оценка предметных компетенций (профильные достижения) заключается в оценке саморазвития и самореализации по выбранному профилю (участие в олимпиадах, творческих конкурсах, и другие достижения, выходящие за рамки обязательных общеучебных).

6. Как переводятся первичные баллы в тестовые?

Процедура перевода первичных баллов в тестовые достаточно сложна, применяются формулы из математической статистики. Рекомендуем воспользоваться шкалой перевода первичных баллов в тестовые. Данная шкала размещена в разделе «ЕГЭ» - «Шкалы перевода».

7. Каковы возможности рейтинговой оценки знаний? Принципы рейтинговой оценки знаний.

Рейтинговая оценка знаний позволяет стимулировать учащихся к дальнейшему «росту». Принципы построения рейтинга достаточно обширны и многогранны (по количеству решенных заданий, по количеству баллов, полученных за каждое решенное задание и т.д.)

8. Где и как можно проверить свою готовность к ЕГЭ?

В Интернете размещены тренировочные и диагностические варианты экзаменационных работ: на портале информационной поддержки единого государственного экзамена - www.ege.edu.ru, на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru. Различными издательствами выпускаются варианты контрольных измерительных и учебно-тренировочных материалов. Имеются специальные CD-диски с вариантами тестовых заданий. Также, в каждом муниципальном образовании республики ежегодно проводятся репетиционные (пробные) ЕГЭ по предметам для выпускников 11(12)-х классов общеобразовательных учреждений для того, чтобы выпускники ознакомились с технологией проведения ЕГЭ.

9 . Каковы структура и содержание контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ?

Содержание экзаменационных материалов определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных Министерством образования и науки РФ, и не может выходить за пределы указанных программ. Экзаменационные материалы по каждому общеобразовательному предмету состоят из трех частей, которые включают задания трех типов:

тип «А» — задания с выбором ответа из четырех предложенных;

тип «В» — задания с кратким свободным ответом (слова или числа);

тип «С» — задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование или сочинение-рассуждение, решение задач или доказательства и т. п.).

10. Оправдывает ли себя эксперимент по проведению обязательных экзаменов в форме ЕГЭ?

Единый государственный экзамен показал реальную картину состояния преподавания общеобразовательных предметов и овладения ЗУН обучающимися. И эта объективная реальность требует значительной работы от всех участников образовательного процесса. Только по Республике Адыгея в первую волну неудовлетворительные отметки получили:

Тем не менее, считаем, что обязательный экзамен по русскому языку необходим.

11. Каковы перспективы профильного образования в сельской местности?

Профильное обучение на старшей ступени образования позволяет выпускникам определиться с выбором будущей профессии, получить необходимую базу знаний, умений и навыков для дальнейшего профессионального роста. Но профильные предметы должны преподавать специалисты высокого профессионального уровня, а это проблема для сельской местности. Возможно, есть смысл создания в базовых профильных школ.

12. Не пострадает ли интеллектуальный потенциал страны от введения ЕГЭ?

ЕГЭ не единственный способ оценивания уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков (ЗУН). В нашей республике, как и в других субъектах Российской Федерации, проводятся олимпиады, конкурсы, конференции и т.д., участвуя в которых учащиеся имеют возможность показать и оценить свои интеллектуальные способности. В Республике Адыгея уже не первый год работает РЕМШ при АГУ, учащиеся которой обладают высоким интеллектуальным потенциалом, являются призерами и победителя олимпиад различного уровня. Выпускники РЕМШ показывают и высокие результаты на ЕГЭ.

13. Будут ли разработаны в Республике Адыгея инструментарий и тестовые материалы, позволяющие фиксировать и оценивать внеучебные достижения учащихся?

  В 2007 – 2008 учебном году в Республике Адыгея проводились мониторинговые мероприятия, позволяющие помимо выявления уровня полученных знаний, умений и навыков по русскому языку и математике, определить также уровень метапредметных (надпредметных) компетенций учащихся. В 2008 – 2009 учебном году содержание тестовых материалов, определяющих вышеуказанные компетенции, будет совершенствоваться. К разработке данных тестовых материалов будут привлечены преподаватели вузов и ссузов.

14. С 2008 года свидетельство о результатах ЕГЭ будет действовать в течение 2-х лет. Можно ли воспользоваться данным свидетельством (2008 года) в 2009 году, если один из предметов был пересдан на более низкий балл?

При пересдаче какого-либо предмета прошлогодний результат аннулируется. Воспользоваться прошлогодним свидетельством можно, но только по тем предметам, которые не пересдавались участником ЕГЭ.

15. Одинаковые ли КИМ во всех регионах?

КИМ являются одинаковыми по структуре и содержанию, но варианты заданий для разных регионов отличаются.

16. Как будет учитываться разноуровневость обучения, подбор детей (особенно в сельских школах) в системе ОКО?

Все эти моменты должны найти отражение в системе показателей ОКО. Чтобы учесть разноуровневость детей необходимо в мониторинг включать стартовую диагностику в 1, 5, 10-х классах и относительно этого отслеживать динамику индивидуального прогресса учащихся. Это будет основанием для определения качества работы учителя, образовательного учреждения.

17. По всем ли предметам будет отслеживаться качество преподавания?

Качество образования будет определяться не только по учебным достижениям школьников, но и по формированию у учащихся ключевых компетентностей, надпредметных умений и социальному опыту. Таким образом, качество преподавания отдельных учебных дисциплин есть только одна из составляющих оценки качества образования школьников.

В настоящее время стоит задача разработать процедуры оценки других компонентов качества образования помимо учебных достижений.

18. Что будет являться результатом работы для педагога, работающего со слабыми учениками, с детьми "группы риска", с учащимися коррекционных классов и школ? Как определить этот результат и кто это будет делать?

На данный вопрос ответ давался в п. 16. Повторимся, что основной показатель качества работы педагогов в таких классах - позитивная (положительная) динамика в образовании детей за определенный отрезок времени, отношение педагогов к таким детям, условия, которые создает педагог в работе с этими детьми.