Оценка качества и содержания образования

РCOKO          Международные исследования          Интернет-педсовет   

Региональные документы
Федеральные документы

ИНФОРМАЦИЯ

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Под общероссийской системой оценки качества образования понима­ется совокупность организационных и функциональных структур, обес­печивающая основанную на единой концептуально-методологической базе комплексную оценку образовательных достижений обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

Основная цель ОСОКО – получение и распространение достоверной информации о качестве образования.

Система оценки качества образования обеспечит общество надежной информацией о состоянии и развитии системы образования, станет надежной основой для совершенствования управления качеством образования, т.е. для корректировки содержания образования, совершенство­вания образовательного процесса.

Система образования должна решить целый ряд принципиально новых задач:

Решение выше указанных задач должно достигаться на основе следующих принципов:

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования:

Формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования, в том числе оценку качества образовательного учреждения (с использованием процедур государственной (итоговой) аттестации школьников и государственной аккредитации образовательных учреждений), оценку качества образования, предоставляемого в региональных и муниципальных системах, в том числе, с использованием российских и зарубежных мониторинговых исследований.

Можно выделить следующих основных пользователей информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

Следует отметить, что мгновенное создание системы, которая будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующие формы контроля качества образования, в частности, созданную инфраструктуру в рамках ЕГЭ, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных, увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.

Создание общероссийской системы оценки качества, модернизация на ее основе системы управления качеством образования будет способствовать повышению качества и эффективности образования, созданию условий для формирования новой морали в области оценки качества образования.

В целях создания системы объективного независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний обучающимися, Министерство образования и науки Республики Адыгея с 2005 года принимает участие в проекте Минобрнауки России по построению Общероссийской системы оценки качества образования (далее - ОСОКО).

На коллегии Министерства образования и науки Республики Адыгея, состоявшейся 2 февраля 2008 года, была рассмотрена концепция Региональной  системы оценки качества образования (РСОКО) в Республике Адыгея.

Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с Государственной аттестационной службой системы образования Республики Адыгея были разработаны все нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы по организации построения РСОКО в республике (приказами Министерства образования и науки Республики Адыгея были утверждены 28.02.2008 года  - Положение о Региональной  системе оценки качества образования в Республике Адыгея, 28.03.2008 года  - перечень образовательных учреждений, участвующих в республиканских мероприятиях по построению региональной системы оценки качества образования  в Республике Адыгея в 2007-2008 учебном году и т.п.)

В рамках данного проекта наряду с участием в ЕГЭ, в государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме,  учащиеся республики приняли участие в проведении мониторинговых мероприятий (4-х, 9-х и 11-х классов).

36 общеобразовательных учреждений республики приняли участие в проведении мониторинговых мероприятий по оценке уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также метапредметных (надпредметных) компетенций, в разрезе классов:
4-е классы – 1113 учащихся;
9-е классы – 1104 учащихся;
11-е классы – 1108 учащихся.

Мониторинг полученных результатов, включая результаты ЕГЭ, новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов дает полную картину состояния преподавания общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях, а также информацию о знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в процессе обучения.

По итогам работы по построению РСОКО в Республике Адыгея в 2008 - 2009 учебном году будут подготовлены сборники для каждого образовательного учреждения республики «Построение региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в Республике Адыгея».