Оценка качества и содержания образования

РCOKO          Международные исследования          Интернет-педсовет   
Вопрос-ответ по ОКО     Доклады МОУО по ОКО     Форум

 

 

Проблемы и перспективы оценки качества и содержания образования.

 

Улучшение качества и содержания образования в сельских школах – одна из важнейших задач модернизации российского образования.

Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы.

Нет качества единого для всех. Оно задается в зависимости от конкретных условий и потребностей. Качество можно определить как набор свойств, удовлетворяющих данного потребителя. Этот набор различен для учащихся, выбравших разную образовательную траекторию, а результат образования – это не только обученность, но и степень воспитанности, социализации и многое другое.

Ожидаемые изменения должны сводиться к следующим параметрам:

  1. Как построить промежуточную и итоговую аттестацию учащихся, что изменить в существующих нормах?
  2. Совершенствование технологии проведения ЕГЭ, контрольно-измерительных материалов по предметам ЕГЭ и использование результатов для независимой оценки степени освоения образовательных программ.
  3. Кадровое обеспечение образовательных учреждений (особенно малокомплектных).
  4. Участие общественных институтов в управлении общим образованием (на школьном, муниципальном и региональном уровнях).
  5. Качественное повышение уровня профессиональной компетенции работников образования (учителей, руководителей школ, методистов, специалистов и начальников УО).
  6. Новые формы аттестации педагогических и руководящих работников.
  7. Индивидуализация образования (на основе индивидуальных учебных планов при профильном обучении на старшей ступени).
  8. Новая система оплаты труда.
  9. Информатизация общего образования.
  10. Система предшкольного образования.
  11. Обобщение и активное использование в массовой педагогической практике инновационного опыта лучших школ и учителей, выявленного ПНПО.
  12. Обновление материальной базы образовательных учреждений и т. д.

Ведь хорошо известно, что проверяется лишь то, что спрашивают с учителя. Для многих педагогических работников, а тем более родителей, качество определяется количеством оценок 4 и 5 в журналах и аттестатах. Но так оценивается только пресловутую обученность. Можно сколько угодно говорить о необходимости развития компетентностей, но нет оснований для проверки достижений учителя (ученика) по этому параметру, если они не заложены в стандартах. Необходимо более широко использовать внешнюю оценку качества освоения образовательных программ, особенно при аккредитации образовательных учреждений

Обученность мы можем оценить посредством ЕГЭ, Но как оценить качество в целом? В нашем районе выпускники сдавали ЕГЭ по 7 предметам и им выданы результаты ЕГЭ. Вузы – потребители услуг общеобразовательных учреждений и чтобы оценить качество абитуриентов они принимают свидетельства о результатах ЕГЭ. При этом каждый ВУЗ устанавливает свою шкалу.

В районе одна начальная и пять основных школ в которых контингент учащихся составляет примерно от 20 до 30 учащихся. Наполняемость классов низкая. В связи с этим все начальные классы проводят учебные занятия в комплекте ( 1 и 3 классы, 2 и 4 классы). Некоторые предметы ( ИЗО, труд, физкультура, черчение, музыка и иностранный язык) в 5-9 классах основных школ изучаются в комплекте, что отрицательно влияет на качество образования в выше указанных классах. В 50 % средних школ района контингент учащихся меньше 100. Отсутствие учебной нагрузки по отдельным учебным предметам и в связи с этим отсутствие учителей некоторых специальностей является одной из проблем обеспечения высокого качества образования. Выход из данной ситуации видится в подготовке учителей – специалистов, преподающих квалифицированно 2 и более предмета.

    Лицензирование и аккредитация учреждений – еще один инструмент оценки качества образования. Понятно, что должно быть наличие минимальных условий для ведения образовательного процесса. Может ли быть один стандарт этих условий или необходима дифференциация для разных типов и видов ОУ?

Лицензирование школ ориентировано всего лишь на то, чтобы установить соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям.

Аттестация – это проверка соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами сферы образования – в социуме, на рынке труда. В соответствии с этим должно меняться и представление о ведущем субъекте оценки результативности образования. В этой роли должны выступать потребители образовательных услуг - ученики и их родители, образовательные организации и учреждения, в которые выпускники школ поступают для продолжения образования.

 

Основные направления создания условий и механизмов для оформления общественного заказа на содержание и качество образования:

•  обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на всех уровнях образования, что позволить общественности участвовать в определении приоритетов развития образования, стандартов его содержания и качества условий образовательного процесса с учетом общественного заказа;

•  участие общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации общественного заказа;

•  обеспечение участия общественности в сопровождении практической реализации общественного заказа.

Механизмы участия общественности должны входить в систему оценки качества образования (хотя и нет пока ясности, как ее привлечь, какова методика). Перед образовательной отраслью поставлена задача – стать реальной основой социально-экономического развития общества, системой открытой, результаты деятельности которой оценивают общественность, потребители и работодатели, в числе которых главным остается государство.

Открытость образования, заинтересованность общественности в управлении образованием и в результатах работы школ – важная составляющая часть новой модели образования, потому что в современных условиях картину качества образования в целом может дать только разнопозиционный взгляд на результаты: общественное мнение, мнение профессионального экспертного сообщества, оценка административной структуры. Воспитание всем миром в привычном для ребенка укладе жизни всегда имело положительный эффект. В этом преимущество аулов, хуторов и сел.

Для устойчивого внедрения информационных технологий в практику школ необходимо продлить сроки предоставления услуг доступа к сети Интернет без ограничения потребляемого трафика за счет средств федерального бюджета.

Оценка качества многоуровнева. Оценивается качество образования, даваемого учителем, школой в целом, оценка состояния образования в муниципальном образовании и, наиболее общая, в регионе. Необходимо помнить, что можно только задать рамки для оценки труда учителя. Принимает решение директор (при участи совета). Директор должен иметь примерное положение об стимулирующих выплатах в новой системе, чтобы ясно понимать, за что может быть дана надбавка. Однако, если директора будут принимать субъективные решения, будет ли действовать такая оценка?

Аттестация педагогических и руководящих работников должна стимулировать рост профессионализма и повышения качества и результативности работы учителя и руководителя.

Аттестация педагогических работников в нынешнем ее виде не соответствует поставленным целям и задачам, в практике аттестации накопилось немало проблем. Для их решения необходимо, прежде всего, чтобы процедура аттестации стала более простой, понятной, сокращающей до минимума субъективизм в оценке труда учителя и руководителя, привлекающей гражданские институты к оцениванию учителей и школ.

В основу оценки качества и результативности деятельности работника предлагается взять критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамках Национального проекта, большинство из которых основаны на отслеживании динамики достижений учителя на протяжении длительного времени. В результате поощрения учителя в рамках Национального проекта становится признанием его вклада в развитие образования, стабильно высокой результативности педагогического труда.

Качественное повышение уровня профессиональной компетенции работников образования неотъемлемая часть для достижения нового качества образования. . Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют в настоящее время качественного повышения уровня профессиональной компетенции как учителей и руководителей образовательных учреждений, так и специалистов, методистов органов управления образованием.

В.В. Путин отметил, что залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

За 6 прошедших лет качественных улучшений знаний детей не происходит, более того фиксируется значительное снижение уровня образованности детей. Работа системы повышения квалификации не приводит к заметным изменениям результативности труда учителя. Этот грустный вывод подтверждают международные исследования качества образования российских школьников, проведенный в 2000, 2003 и 2006 годах.

Для системы повышения квалификации учителей должен быть выработан иной стандарт деятельности, ориентированный на результат.

Квалификацию учителя, результат его педагогической деятельности необходимо связать с уровнем оплаты труда, а процедуру аттестации педагогических кадров связать с оценкой профессиональных компетенции учителя.