Проблемы и перспективы оценки качества и содержания образования.
Улучшение качества и содержания образования в сельских школах – одна из важнейших задач модернизации российского образования.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы.
Нет качества единого для всех. Оно задается в зависимости от конкретных условий и потребностей. Качество можно определить как набор свойств, удовлетворяющих данного потребителя. Этот набор различен для учащихся, выбравших разную образовательную траекторию, а результат образования – это не только обученность, но и степень воспитанности, социализации и многое другое.
Ожидаемые изменения должны сводиться к следующим параметрам:
Ведь хорошо известно, что проверяется лишь то, что спрашивают с учителя. Для многих педагогических работников, а тем более родителей, качество определяется количеством оценок 4 и 5 в журналах и аттестатах. Но так оценивается только пресловутую обученность. Можно сколько угодно говорить о необходимости развития компетентностей, но нет оснований для проверки достижений учителя (ученика) по этому параметру, если они не заложены в стандартах. Необходимо более широко использовать внешнюю оценку качества освоения образовательных программ, особенно при аккредитации образовательных учреждений
Обученность мы можем оценить посредством ЕГЭ, Но как оценить качество в целом? В нашем районе выпускники сдавали ЕГЭ по 7 предметам и им выданы результаты ЕГЭ. Вузы – потребители услуг общеобразовательных учреждений и чтобы оценить качество абитуриентов они принимают свидетельства о результатах ЕГЭ. При этом каждый ВУЗ устанавливает свою шкалу.
В районе одна начальная и пять основных школ в которых контингент учащихся составляет примерно от 20 до 30 учащихся. Наполняемость классов низкая. В связи с этим все начальные классы проводят учебные занятия в комплекте ( 1 и 3 классы, 2 и 4 классы). Некоторые предметы ( ИЗО, труд, физкультура, черчение, музыка и иностранный язык) в 5-9 классах основных школ изучаются в комплекте, что отрицательно влияет на качество образования в выше указанных классах. В 50 % средних школ района контингент учащихся меньше 100. Отсутствие учебной нагрузки по отдельным учебным предметам и в связи с этим отсутствие учителей некоторых специальностей является одной из проблем обеспечения высокого качества образования. Выход из данной ситуации видится в подготовке учителей – специалистов, преподающих квалифицированно 2 и более предмета.
Лицензирование и аккредитация учреждений – еще один инструмент оценки качества образования. Понятно, что должно быть наличие минимальных условий для ведения образовательного процесса. Может ли быть один стандарт этих условий или необходима дифференциация для разных типов и видов ОУ?
Лицензирование школ ориентировано всего лишь на то, чтобы установить соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям.
Аттестация – это проверка соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами сферы образования – в социуме, на рынке труда. В соответствии с этим должно меняться и представление о ведущем субъекте оценки результативности образования. В этой роли должны выступать потребители образовательных услуг - ученики и их родители, образовательные организации и учреждения, в которые выпускники школ поступают для продолжения образования.
Основные направления создания условий и механизмов для оформления общественного заказа на содержание и качество образования:
обеспечение участия общественности, гражданских институтов в разработке образовательной политики на всех уровнях образования, что позволить общественности участвовать в определении приоритетов развития образования, стандартов его содержания и качества условий образовательного процесса с учетом общественного заказа;
участие общественности, гражданских институтов в мониторинге и контроле практической реализации общественного заказа;
обеспечение участия общественности в сопровождении практической реализации общественного заказа.
Механизмы участия общественности должны входить в систему оценки качества образования (хотя и нет пока ясности, как ее привлечь, какова методика). Перед образовательной отраслью поставлена задача – стать реальной основой социально-экономического развития общества, системой открытой, результаты деятельности которой оценивают общественность, потребители и работодатели, в числе которых главным остается государство.
Открытость образования, заинтересованность общественности в управлении образованием и в результатах работы школ – важная составляющая часть новой модели образования, потому что в современных условиях картину качества образования в целом может дать только разнопозиционный взгляд на результаты: общественное мнение, мнение профессионального экспертного сообщества, оценка административной структуры. Воспитание всем миром в привычном для ребенка укладе жизни всегда имело положительный эффект. В этом преимущество аулов, хуторов и сел.
Для устойчивого внедрения информационных технологий в практику школ необходимо продлить сроки предоставления услуг доступа к сети Интернет без ограничения потребляемого трафика за счет средств федерального бюджета.
Оценка качества многоуровнева. Оценивается качество образования, даваемого учителем, школой в целом, оценка состояния образования в муниципальном образовании и, наиболее общая, в регионе. Необходимо помнить, что можно только задать рамки для оценки труда учителя. Принимает решение директор (при участи совета). Директор должен иметь примерное положение об стимулирующих выплатах в новой системе, чтобы ясно понимать, за что может быть дана надбавка. Однако, если директора будут принимать субъективные решения, будет ли действовать такая оценка?
Аттестация педагогических и руководящих работников должна стимулировать рост профессионализма и повышения качества и результативности работы учителя и руководителя.
Аттестация педагогических работников в нынешнем ее виде не соответствует поставленным целям и задачам, в практике аттестации накопилось немало проблем. Для их решения необходимо, прежде всего, чтобы процедура аттестации стала более простой, понятной, сокращающей до минимума субъективизм в оценке труда учителя и руководителя, привлекающей гражданские институты к оцениванию учителей и школ.
В основу оценки качества и результативности деятельности работника предлагается взять критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамках Национального проекта, большинство из которых основаны на отслеживании динамики достижений учителя на протяжении длительного времени. В результате поощрения учителя в рамках Национального проекта становится признанием его вклада в развитие образования, стабильно высокой результативности педагогического труда.
Качественное повышение уровня профессиональной компетенции работников образования неотъемлемая часть для достижения нового качества образования. . Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют в настоящее время качественного повышения уровня профессиональной компетенции как учителей и руководителей образовательных учреждений, так и специалистов, методистов органов управления образованием.
В.В. Путин отметил, что залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
За 6 прошедших лет качественных улучшений знаний детей не происходит, более того фиксируется значительное снижение уровня образованности детей. Работа системы повышения квалификации не приводит к заметным изменениям результативности труда учителя. Этот грустный вывод подтверждают международные исследования качества образования российских школьников, проведенный в 2000, 2003 и 2006 годах.
Для системы повышения квалификации учителей должен быть выработан иной стандарт деятельности, ориентированный на результат.
Квалификацию учителя, результат его педагогической деятельности необходимо связать с уровнем оплаты труда, а процедуру аттестации педагогических кадров связать с оценкой профессиональных компетенции учителя.