Оценка качества и содержания образования

РCOKO          Международные исследования          Интернет-педсовет   
Вопрос-ответ по ОКО     Доклады МОУО по ОКО     Форум

 

 

Компетентностный подход оценивания результативности образования

В течение многих лет наше образование было направлено на освоение учащимися общеучебных знаний, умений, навыков. Обучение строилось на простом изложении определенной информации учителем.

В последнее время много говорят о компетентностном подходе в образовании.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. В данном случае ценными являются умения, которые позволяют учащимся действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Модернизация образования предполагает введение профильного обучения в школах. Ученик профильного класса должен уметь проводить исследовательскую работу, применять свои знания и умения при решении жизненных проблем.

В профильных классах усложняется содержание учебного материала, вводятся элективные курсы. Невозможно обеспечить высокое качество образования, лишь увеличивая объем учебной информации. И в этом случае важен компетентностный подход в обучении, когда знания должны предъявляться, прежде всего, как основа формирования компетенций. Выходя из школы, человек должен уметь ориентироваться в информационном, правовом и политическом пространстве, обладать универсальными (ключевыми) компетенциями, определяющие успешность адаптации в постоянно меняющемся мире.

Одной из проблем является отсутствие стандартов, которые были бы построены исходя из ожидаемых результатов (знаний и компетенций). Стандарты, разрабатываемые в настоящее время министерством, ориентированы на компетентность. В них основной акцент делается на достижение результата.

Проект модернизации предполагает компетентностный подход оценивания результативности образования. В стандартах указаны компетентности, которыми должны владеть учащиеся, но нет индикаторов, которыми можно измерить эти компетентности. В качестве исключения можно назвать только информационно-коммуникационную компетентность, которую выборочно измеряют в рамках проекта ИСО.

Муниципальным органам и администрациям школ необходимо систематически проводить оценку уровня компетентности учащихся с использованием разных систем измерения.

Необходимо также систематизировать данные о качестве результатов образования.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» предполагает развитие системы обеспечения образовательных услуг, важнейшей из которых является современный урок. Какие же критерии эффективности урока дают максимально возможный результат в процессе обучения? Чем обусловлена эффективность урока?

Российское образование всегда отличали системность и глубина. В настоящее время отмечается падение уровня естественнонаучной подготовки школьников. По результатам третьего международного исследования по оценке качества естественнонаучного образования Россия оказалась на 16 месте. Количество уроков естественно-научного цикла в базисных учебных планах постоянно сокращается. Не планируется ли в ближайшее время привести в соответствие число уроков (математики, физики, химии, информатики) к требуемому уровню знаний учащихся? Так как по этим предметам учащиеся сдают ЕГЭ.