Оценка качества и содержания образования

РCOKO          Международные исследования          Интернет-педсовет   
Вопрос-ответ по ОКО     Доклады МОУО по ОКО     Форум

 

 

Оценка качества и содержания образования.

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества.

Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному, в котором процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми.

Растущая интернационализация образования ставит на повестку дня проблему сопоставимости и совместимости национальных образовательных систем, конвертируемости образовательных документов.

Ведущие тенденции развития нашей страны связаны с «открытостью миру», с построением демократического общества, строящего рыночную инновационную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Иметь систему образования, соответствующую современным требованиям жизни – лучший способ предотвратить «утечку мозгов».

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Сверхсложный и быстроменяющийся мир рубежа тысячелетий выдвигает свои требования к личности. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования.

В этой связи именно общая личностная зрелость (т.е. готовность и способность выпускников нести ответственность, как за собственный успешный жизненный проект, так и за благополучие, устойчивое развитие общества) выступает основным критерием успешности образовательных систем.

Отсюда ведущими целями образования призваны стать:

Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а формирование базовых компетентностей современного человека:

Решающим шагом нормативного представления и реализации нового содержания образования выступает разработка образовательных стандартов. Посредством стандартов проектируется образовательный уровень, а значит и образовательный потенциал, во многом определяющий рейтинг страны в глобальном информационном сообществе.

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

Важной частью новой модели образования является выделение специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Это потребует разработки новых учебных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникативных технологий.

Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования.

Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

В настоящее время формируется общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Она призвана решать три основные задачи:

Система оценки качества образования представляет совокупность связанных между собой подсистем и блоков.

Система оценки качества образования определяется ведущими целями образования и образовательной системой. Последнюю можно представить в виде пирамиды, вершиной которой является международная система образования, а основанием обучающийся

Нижним (базовым) уровнем выступает оценка учащегося в системе среднего общего образования через оценку его индивидуальных достижений.

Следующим уровнем в этой системе является оценка качества деятельности образовательного учреждения.

Следующий уровень иерархии – оценка качества муниципальной образовательной системы.

Следующий уровень иерархии ОСОКО – оценка качества образования региона.

Остановимся подробнее на оценке учащегося или оценке индивидуальных достижений выпускников общеобразовательных учреждений.

Индивидуальные достижения можно представить следующей структурой:

Образовательные достижения

Ключевые компетенции:

Социально – личностные характеристики:

Оценка индивидуальных достижений происходит через агрегирование оценок каждого уровня.

Оценка общеобразовательных достижений – это оценка конкретных знаний, умений и навыков по учебным предметам, технологией которой являются единый государственный экзамен для учащихся 11 классов, новые формы итоговой аттестации выпускников 9 классов, итоговый контроль выпускников 4 классов.

Оценка предметной компетенции (профильные достижения) заключаются в оценке саморазвития и самореализации по выбранному профилю 9 участие в олимпиадах, творческих конкурсах и другие достижения, выходящие за рамки обязательных общеучебных).

Оценка ключевых компетенций заключается в оценке уровня развития тех способностей и тех компонентов мышления и понимания, которые не призваны к предметным навыкам и знаниям.

Социально – личностные достижения отражают социально-физиологические достижения обучающегося.

Много споров вызывает введение единого экзамена. В процессе эксперимента по введению ЕГЭ выявлены как его положительные стороны, так и недостатки.

По данным ВЦИОМ 43% опрошенных граждан Российской Федерации положительно оценивают возможность поступить в вузы / ссузы без дополнительного экзамена, отмечают обеспечение равных возможностей для способных выпускников школ из регионов поступать в лучшие вузы страны (26%) и упрощение процедуры поступления в вузы (23%). В этом случае ЕГЭ является достаточно адекватной формой и эффективным инструментом отбора тех, кто действительно может, хочет и способен учиться дальше.

В последнее время число выпускников основной школы, выбирающих профессиональные училища и техникумы, увеличилось. Это выбор семьи и школьника, которые понимают, что хороших знаний у ребенка нет и при независимой внешней оценке он хороших баллов не получит. Значит, нужно выбирать профессию, которая обеспечит ему достойную жизнь. Рабочие профессии были и будут востребованы.

Статистика показывает, что ЕГЭ эффективен как одна из форм итоговой аттестации для выпускников, желающих продолжить обучение в вузах.

Рособрнадзором в экспериментальном режиме отрабатывается технология единого муниципального экзамена в рамках введения профильного обучения.

Несмотря на недостатки ЕГЭ, эта независимая оценка подготовки выпускников все же помогает решить ведущие задачи образования: доступность профессионального образования; обеспечение преемственности общего и профессионального образования; обеспечение государственного контроля и управления качеством образования.

Создание единого инструментария позволяет сократить имеющий место разрыв между требованиями выпускных и вступительных экзаменов. Формирование единой общегосударственной системы оценки качества образования призвано поддержать высокий рейтинг Российской школы на мировом рынке образовательных услуг.